Итоги: Император Вава. Валькирия.

44-98 от 3-11-1998 

Император Вава. Валькирия.

У Марата Гельмана сложилась репутация покровителя художников-радикалов, и выставка "Валькирия" призвана эту репутацию подтвердить. Император ВАВА (в миру Владимир Александров) известен прежде всего как убежденный художник-мазохист, протыкавший язык перед микрофоном на радиостанции "Эхо Москвы", зашивавший себе рот суровыми нитками в "TV-галерее", и игравший в шахматы горящими фигурами во дворике шахматной ассоциации, рисовавший скальпелем у себя на груди на хладкомбинате "Айнс-Фили" и т.д., и т.п. Но акции и перформансы - жанры отнюдь не "выставочные". Акционист оставляет после лишь фото (видео) документацию действа и если повезет отклики масс-медиа, тем самым сразу попадая в ведение музеев и архивов. Потому выставки, подводящие предварительные итоги радикального творчества, обычно состоят из газетных рецензий и репортажных фотографий и напоминают мемориальный зал.

Пришлось музеефицироваться и Императору ВАВЕ.

Основная часть его выставки - застекленные планшеты со снимками с акций, проведенных ВАВОЙ (персонально и с коллегами) за три последних года. Фотографии раскрашены в динамичном супрематистско-конструктивистском стиле, что лишь добавляет экспозиции музейности: перед нами не отчет о случившемся, хранящий запах свежей крови, а плод упражнений дизайнера. К тому же по фото трудно понять, что, собственно, хотел ВАВА, - требуются либо экскурсоводы, либо экспликации. И тогда галерея окончательно превратится в музей. Однако сам проект ВАВЫ посвящен Музею, Архиву и вообще Концу Истории. Под "валькирией" из названия имеется в виду не мифологическая воинственная дева, а то, чем занимается она вместе с подругами, - перемещение павших в бою отважных воинов в заоблачные выси валгаллы. К тамошнему потустороннему существованию и апеллирует ВАВА, отстраненно вспоминая былые подвиги. Но свое "постакционистское" мирочувствие он переносит на весь современный мир, где эмоции и идеологические распри остались в прошлом. Об этом свидетельствует воздвигнутый в галерее "иконостас" с шестнадцатью картинами. На одной стене мирно соседствуют серп и молот, пацифик, крест, свастика, инь-ян и др., помещенные в белые круги на красном фоне. Знаки, которые уже ничего для нас не значат.

Как практически ничего не значит (в отличие от прежнего - концептуального -членовредительства) акция ВАВЫ, проведенная им на вернисаже, - последняя в творческой биографии. Потоки крови, стекающие по обнаженным ногам из надрезов на бедрах, есть просто жирная точка в акционистской эпопее. Красный флаг капитуляции перед публикой, которую давно не шокируют изрезанные тела. Все все равно. Этакий кровавый постмодернизм. Остается лишь один вопрос: заслужил ли ВАВА валгаллу?

Федор РОМЕР

Источник: Арт-Азбука

Kach Автор: Kach


0 Комментарии к "Итоги: Император Вава. Валькирия."

Написать комментарий

Имя:
 
Комментарий:
Note: HTML is not translated!